САЙТ УЧИТЕЛЕЙ БИОЛОГИИ И ХИМИИ ГУСЬ-ХРУСТАЛЬНОГО РАЙОНА
Главная | Каталог файлов | Регистрация | Вход
Вторник
17.07.2018
08:54
Приветствую Вас Гость | RSS
Главная » Файлы » химия

Экскурсия как способ реализации метода проектов на уроках химии
[ Скачать с сервера (18.8 Kb) ] 17.10.2014, 19:32

Экскурсия как способ реализации метода проектов на уроках химии

учитель химии МКОУ Великодворская СОШ

Кучмина И.С.

Отличительной чертой нового столетия является его “всепронизывающая проектность”. Проектная культура является общей формой реализации искусства планирования, прогнозирования, созидания, исполнения и оформления.

Проективность – образовательная тенденция будущего.

В условиях огромного информационного потока последних десятилетий актуальной становится задача развития активности и самостоятельности школьника, его способности к познанию нового и решению сложных жизненных проблем.

Образованный человек в современном обществе – это не только и не столько человек, вооруженный знаниями, но умеющий добывать, приобретать знания и применять их в любой ситуации. Выпускник школы должен адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях, самостоятельно критически мыслить, быть коммуникабельным, контактным в различных социальных группах.

Химия – одна из самых гуманистически ориентированных естественных наук: ее успехи всегда были направлены на удовлетворение потребностей человечества.

Изучение химии в школе способствует формированию мировоззрения учащихся и целостной научной картины мира, пониманию необходимости химического образования для решения повседневных жизненных проблем, воспитанию нравственного поведения в окружающей среде.

В то же время, в условиях резкого сокращения времени, отводимого на изучение химии при сохранении объема ее содержания, снижается интерес учащихся к предмету.

Как организовать процесс обучения так, чтобы учащиеся воспринимали химию как нужную и востребованную жизнью науку, как часть мировой культуры, необходимую каждому образованному человеку для формирования целостной картины мира?

Учить химии только традиционными методами невозможно, т.е. формировать химическую грамотность, обучать расчетам, максимально включать теоретические знания.

Необходимо создавать условия для развития естественной познавательной активности ребенка и его самореализации через накопление индивидуального опыта.

Для реализации в полной мере развивающего потенциала школьного курса химии помогает метод проектов, учитывающий потребность сегодняшнего дня – смену приоритетов с усвоения готовых знаний на активную самостоятельную, познавательную деятельность каждого ученика.

Среди различного рода демонстраций учителем опытов, моделей, кинофильмов, таблиц и диапозитивов, есть еще один наглядный метод организации учебной деятельности, который выделяется среди всех остальных своей оригинальностью и непохожестью. Речь идет об учебных экскурсиях. Ни рассказы о производстве, сопровождаемые демонстрационными опытами, ни показ таблиц и кинофильмов не могут дать таких ярких и живых представлений и впечатлений, как экскурсия.

Но если раньше деятельность учащихся на учебной экскурсии была практически сведена к пассивному потреблению учебной информации, то теперь с точки зрения достижения целей ФГОСов с помощью метода проектов по химии, необходимо отдать должное традициям и по возможности максимально их использовать.

На первом этапе подготовки экскурсии деятельность учителя распадается на два направления: выбор объекта экскурсии и непосредственно ее подготовка. На этом этапе идет работа над содержанием экскурсии, разрабатывается ее маршрут, происходит согласование различных документов и предварительное планирование итоговых мероприятий по экскурсии с составлением заданий к ним.

Может сложиться впечатление, что на этапе подготовки экскурсии ученики бездействуют. На самом деле это не так. Ученик напрямую не принимает участие в разработке и подготовке экскурсии, он опосредованно, через естественный процесс обучения готовится воспринять информацию экскурсии. Здесь важно подготовить его к наиболее успешному и плодотворному восприятию. Понятно, что в данном случае основная инициатива подготовки вновь будет исходить от учителя, но задания, сформулированные в непривычной или нестандартной форме, использование на уроках сообщений СМИ и их анализ с точки зрения научной достоверности, плодотворная работа с учебником и другими источниками информации — все это направлено не только на достижение целей обучения химии, но и на совершенствование умений поиска информации, извлечения смыслов, интерпретации и критического анализа.

На втором этапе, т.е. непосредственно на экскурсии, ученики из пассивных слушателей и наблюдателей превращаются в активных потребителей информации. Выполняя заранее полученные задания, они анализируют рассказ экскурсовода, выделяют в нем главное, сравнивают с тем, что узнали на уроке. В результате интегрируются уже имеющиеся знания с новой учебной информацией и происходит рождение новых смыслов.

Наконец, на завершающем этапе деятельность учащихся становится ведущей по сравнению с деятельностью учителя. Напомним, что традиционно при подведении итогов экскурсии учителю отводится роль организатора отчетных мероприятий таких, как урок-семинар, урок-конференция, внутришкольная конференция или химический вечер. К уроку-семинару предлагался большой список вопросов, ответы на которые учащиеся могли получить только при внимательной работе на объекте. К уроку-конференции учащиеся, как правило, готовили доклады или рефераты по заранее заданным темам, при выполнении которых они использовали информацию экскурсии и привлекали дополнительную литературу. Для внутришкольной конференции, недели естествознания или химического вечера школьники получали множество сложных и разнообразных заданий: подготовка выставки, стенгазеты или стенда об экскурсии, выпуск журнала со статьями или полном отчете об экскурсии, конструирование макетов или моделей производства, монтаж и показ фото- или видеозарисовки о поездке и др. Во всех этих случаях учащиеся оказывались практически лишенными права выбора. Это право полностью сохранялось за учителем.

Исходя из принципа равенства участников дидактического процесса перед информацией и учитывая значительные изменения в информационной сфере общества, необходимо так перестроить работу учителя на этом этапе, чтобы его функция организатора была тщательно замаскирована под функцию консультирования.

С точки зрения медиаобразования прилежание в подготовке отчетности об экскурсии не представляет интереса. Гораздо ценнее в данном случае умение детей работать с полученной информацией — вычленять главное в информационных сообщениях, находить дополнительную информацию в различных источниках, систематизировать подобранную информацию по заданным признакам, трансформировать информацию, наконец, создавать свои собственные информационные сообщения.

В настоящее время темп развития компьютеров и программного обеспечения к ним довольно высок. Ни для кого уже не секрет, что зачастую учащиеся овладевают компьютерными технологиями быстрее своих преподавателей. Поэтому уже при планировании итоговых мероприятий учитель должен учитывать, что, во-первых, расширяется диапазон самих отчетных мероприятий, а, во-вторых, средствами информационных технологий усиливается их техническая поддержка. Это дает возможность создания «ситуации свободного выбора», при которой учащийся из ряда предложенных учителем форм отчетности по экскурсии выбирает одну или предлагает свою в соответствии со склонностями и возможностями. Однако это вовсе не означает, что реальные экскурсии должны кануть в лету — необходимо найти оптимальное сочетание реальности и виртуальности в экскурсиях, исходя из интересов учащихся и задач обучения химии.

 

Категория: химия | Добавил: Maria | Теги: химии, проектов, экскурсия
Просмотров: 179 | Загрузок: 12 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Категории раздела
химия [3]
БИОЛОГИЯ [9]
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0
    Copyright MyCorp © 2018
    Создать бесплатный сайт с uCoz