Реализация ФГОС основного общего образования в преподавании биологии через практическую направленность .
Крылова Тамара Валентиновна
Учитель биологии и химии
МКОУ Аксеновской ООШ Гусь-Хрустального
Района Владимирской области
«Время есть величайший из новаторов», - говорил английский философ Френсис Бэкон. Время затрагивает все сферы человеческой жизни, в том числе и образование, периодически требуя его обновления. Сегодня уже всем ясно: в «новое» время со старыми стандартами «войти» нельзя. Как показала массовая практика, задача формирования новой личности неосуществима традиционными подходами к образованию школьников. Возможно, поэтому без раздумий, как только заговорили о введении новых стандартов я вместе с коллегами включилась в изучение материалов по федеральному государственному стандарту второго поколения. ФГОС нового поколения устанавливает требования к личностным, метапредметным и предметным результатам обучающихся.
Поэтому целью своей педагогической деятельности считаю: формирование и развитие у обучающихся исследовательских, поисковых, познавательных, мыслительных, деловых навыков. Для достижения поставленной цели работаю над решением следующих задач:
• Реализация развивающих задач урока биологии: развитие творческого потенциала ребёнка, развитие интеллекта и творческих способностей – развивать у учащихся логическое мышление, умение сравнивать, сопоставлять, выявлять сходства, различия, признаки и свойства явлений.
• Формирование прочных биологических знаний, научного мировоззрения.
• Реализация воспитательного потенциала урока биологии – воспитывать активную личность, с бойцовскими чертами характера, способную отстаивать свою точку зрения, выдвигать нестандартные решения, смелые гипотезы.
Формирование навыков здорового образа жизни.
Достижение вышеназванных и целей и задач планирую реализовать через усиление практической деятельности в урочной и внеклассной деятельности с учащимися.
Биология является одной из основных наук, с которой связан процесс формирования единого знания. Поэтому в своей педагогической деятельности использую наиболее актуальные методы практической направленности - лабораторные и практические работы, экскурсии, исследовательские работы. Они интересны учащимся, способствуют формированию практических умений и навыков, повышают уровень знаний и интерес к предмету. Через практикум возможна и реализация дифференцированного обучения, что остается актульным при обучений детей в сельской местности в группах РВГ.
|
Обязательно идет интеллектуальное развитие учеников. При выполнении лабораторных и практических работ успешно можно развивать такие компоненты мышления, как логичность, доказательность, целостность восприятия, гибкость и самостоятельность, способность к оценочным действиям. Биологический материал позволяет формировать умение сравнивать явления и факты, обобщать и систематизировать их, выделять главное из всей совокупности явлений или характерных черт. Характерной особенностью творческого мышления является новизна получаемого результата. В учебном процессе это связано с обоснованием учеником предложений по решению проблемной задачи, самостоятельным планированием выполняемых практических заданий, проведением аналогий между изучаемыми явлениями и практической действительностью.
Для выполнения лабораторных работ применяю школьное лабораторное оборудование и частично простейшие самодельные приспособления, таблицы, вертуальные лабораторные работы.
Мною разработаны и апробированы: программа элективного курса «Компьтер и здоровье » для предпрофильной подготовки (9 класс) и «Человек и его здоровье» 8 класс.. Они органически связаны с изучаемым на уроках учебным материалом.
Активизация мыслительной деятельности достигается путём постановки соответствующих вопросов в ходе выполнения практических заданий. Такие вопросы обращают внимание учащихся на существенные стороны изучаемых явлений, заставляют их осмысливать свои действия и полученные результаты. Мною разработан и проведён урок «Практикум-минимум по теме «Побег».
Систематическое выполнение в течение года практических заданий учащимися как на уроке, так и в домашних условиях, дало положительный результат: повысилась мотивация обучения биологии, что сказалось в целом на повышении успеваемости учащихся по моему предмету. Этот результат подтвердил ещё раз теорию закономерности восприятия и запоминания информации: ученик запоминает 5% информации от того, что слышит, 10% – от того, что читает, 40% – от того, что видит и 70% – от того, что делает сам. Поэтому широко использую методику проведения исследований (постановку опытов) как на уроках, так и во внеурочное время (проращивание семян ,наблюдение за ростом и развитием рассады капусты и т д). Специальные практические умения учащиеся получают :работа с микроскопом;определение биологических объектов;решение биологических задач;умение ставить опыты, эксперименты и т.д. Они развивают наблюдательность, образность мышления, формируют культуру умственного труда, элементы научной деятельности.
В 2013 году проведена работа с учащимися 6-8 классов над проектом «Наш школьный парк». Данный проект представлен на школьной конференции, районной конференции в НП «Мещера» .С 2010 г по 2014 мы с ребятами активно участвуем в международном интернет –проекте «Весна идет! Имеем награды,.подключены к вертуальной телеконференции «Наблюдение за птицами Владимирской области»
Веду мониторинг итоговых результатов и административных контрольных срезов за последние три года.
|