САЙТ УЧИТЕЛЕЙ БИОЛОГИИ И ХИМИИ ГУСЬ-ХРУСТАЛЬНОГО РАЙОНА
Главная | Каталог статей | Регистрация | Вход
Четверг
25.04.2024
22:31
Приветствую Вас Гость | RSS
Главная » Статьи » Мои статьи

Методические материалы по биологии

Методические рекомендации

«О преподавании учебного предмета «Биология» в общеобразовательных учреждениях Владимирской области в 2015 -2016 учебном году»

Биология является составной   частью естественнонаучного образования на всех ступенях обучения и  вносит значительный вклад в достижение целей общего образования, обеспечивая освоение учащимися основ науки о жизни.

Основными документами, которые определяют преподавание биологии, являются

- приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 1089 от 05.03.2004 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального, основного и среднего (полного) общего образования», (//Вестник образования России, 2004, - №№ 12, 13, 14)

- приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 1312 от 09.03.2004 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования» (//Вестник образования, 2005, - №№ 13, 14)

  •  ;

- приказ Минобрнауки России от 20 августа 2008 г. № 241 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 г. № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»

           

  • ;

- приказ Министерства образования и науки РФ № 1897 от 17 декабря 2010 г. "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования"

  •  

- приказ Минобрнауки России № 986 от 4 октября 2010 г. "Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений"

  •  

- постановление Главного государственного санитарного врача РФ  № 189 от 29. 12. 2010 г. "Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях" (вместе с "СанПиН 2.4.2.2821-10. Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных организациях. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы") (Зарегистрировано в Минюсте России 03.03.2011 N 19993)

  •  

- Протокол заседания Научно-методического совета по учебникам Министерства образования и науки  Российской Федерации от 23 февраля 2014 г.

http://минобрнауки.рф/документы/4021

- приказ Минобрнауки России от 31.03.2014 № 253 "Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования"

  •  

Предметные результаты изучения биологии в области "Естественнонаучные предметы" должны отражать

  • формирование системы научных знаний о живой природе, закономерностях её развития исторически быстром сокращении биологического разнообразия в биосфере в результате деятельности человека, для развития современных естественнонаучных представлений о картине мира;
  • формирование первоначальных систематизированных представлений о биологических объектах, процессах, явлениях, закономерностях, об основных биологических теориях, об экосистемной организации жизни, о взаимосвязи живого и неживого в биосфере, о наследственности и изменчивости; овладение понятийным аппаратом биологии;
  • приобретение опыта использования методов биологической науки и проведения несложных биологических экспериментов для изучения живых организмов и человека, проведения экологического мониторинга в окружающей среде;
  • формирование основ экологической грамотности: способности оценивать последствия деятельности человека в природе, влияние факторов риска на здоровье человека; выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих, осознание необходимости действий по сохранению биоразнообразия и природных местообитаний видов растений и животных;
  • формирование представлений о значении биологических наук в решении проблем необходимости рационального природопользования защиты здоровья людей в условиях быстрого изменения экологического качества окружающей среды;
  • освоение приёмов оказания первой помощи, рациональной организации труда и отдыха, выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними.

В соответствии с базисным учебным (общеобразовательным) планом курсу биологии  на ступени основного  общего образования предшествует курс «Окружающий мир». По отношении к курсу биологии он является пропедевтическим.

Содержание курса биологии в основной школе представляет собой базовое звено в системе непрерывного биологического образования и является основой для последующей уровневой и профильной дифференциации  в средней школе. Биологическое образование направлено на освоение знаний о живой природе  и   присущих   ей   закономерностях,    овладения       умениями   применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, использовать знания и умения в практической деятельности повседневной жизни для сохранения собственного здоровья, охраны окружающей среды.

        На базовом уровне в    основной  и  средней школе   «Биология» должна отражать требования к освоению следующих предметных результатов:

1) сформированность представлений о роли и месте биологии в современной научной картине мира; понимание роли биологии в формировании кругозора и функциональной грамотности человека для решения практических задач;

2) владение основополагающими понятиями и представлениями о живой природе, её уровневой организации и эволюции; уверенное пользование биологической терминологией и символикой;

3) владение основными методами научного познания, используемыми при биологических исследованиях живых объектов и экосистем: описание, измерение, проведение наблюдений; выявление и оценка антропогенных изменений в природе;

4) сформированность умений объяснять результаты биологических экспериментов, решать элементарные биологические задачи;

5) сформированность собственной позиции по отношению к биологической информации, получаемой из разных источников, к глобальным экологическим проблемам и путям их решения.

        На профильном уровне в   средней школе   «Биология» должна соответствовать требованиям к предметным результатам освоения базового и  углубленного курса биологии и дополнительно отражать:

1) сформированность системы знаний об общих биологических закономерностях, законах, теориях;

2) сформированность умений исследовать и анализировать биологические объекты и системы, объяснять закономерности биологических процессов и явлений; прогнозировать последствия значимых биологических исследований;

3) владение умениями выдвигать гипотезы на основе знаний об основополагающих биологических закономерностях и законах, о происхождении и сущности жизни, глобальных изменениях в биосфере; проверять выдвинутые гипотезы экспериментальными средствами, формулируя цель исследования;

4) владение методами самостоятельной постановки биологических экспериментов, описания, анализа и оценки достоверности полученного результата;

5) сформированность убеждённости в необходимости соблюдения этических норм и экологических требований при проведении биологических исследований.

Биологическое образование на уровне профильного  образования ориентировано  на подготовку учащихся  к  продолжению  биологического образования и обеспечивает   овладение   обучающимися   знаниями   и   умениями,   необходимыми и достаточными для получения высшего образования биологического профиля; реализацию деятельностного и компетентностного подходов, позволяющего акцентировать внимание педагогов на формирование конкурентоспособной,  всесторонне   развитой   личности   обучающейся за счет включения в содержание биологического образования определенных способов учебной деятельности и развития ключевых компетенций; формирование информационной компетентности, как предметной (умение добывать и структурировать информацию), так и коммуникационной (способность устанавливать и поддерживать контакты, для того, чтобы учащиеся успешно ориентировались и могли найти место на современном рынке труда.

В соответствии с требованиями Стандартов второго поколения с 2015-2016 учебного года изучение системного курса биологии начинается с 5 класса (табл.1).

Таблица 1

Введение Стандартов второго поколения на территории Владимирской области

          Классы

Учебный год

V

VI

VII

VIII

IX

2015-2016

пилотные

ФГОС

ФГОС

 

 

 

2015-2016

ФГОС

ГОС

ГОС

ГОС

ГОС

2016-2017

пилотные

ФГОС

ФГОС

ФГОС

 

 

2016-2017

ФГОС

ФГОС

ГОС

ГОС

ГОС

2017-2018

пилотные

ФГОС

ФГОС

ФГОС

ФГОС

 

2017-2018

ФГОС

ФГОС

ФГОС

ГОС

ГОС

2018-2019

пилотные

ФГОС

ФГОС

ФГОС

ФГОС

ФГОС

2018-2019

ФГОС

ФГОС

ФГОС

ФГОС

ГОС

2019-2020

ФГОС

ФГОС

ФГОС

ФГОС

ФГОС

Примечание: ФГОС – федеральный государственный образовательный Стандарт второго поколения (2010 г.), ГОС - государственный образовательный Стандарт (2004 г.).

Реализация основной программы Стандартов второго поколения в пилотных классах завершиться в 2018-2019 учебном году. В остальных классах – в 2019 -2020 учебном году.    Следовательно, до 2020  года во Владимирской области будут действовать стандарты 2004 года и 2010 года.

В базисном учебном плане в  5 и 6 классах основной школы на изучение курса биологии отводится по 1 часу в неделю, в 7-9 классах – по 2 часа в неделю. Количество часов на изучение курса биологии может быть увеличено за счет реализации внеурочной деятельности. Особенно это важно для образовательного учреждения, где базисным учебным планом предусматривается профиль,  и биология изучается углубленно. На изучение курса биологии в основной школе лучше выделить 2 часа в неделю.

Инвариантная часть базисного учебного плана на 2015 - 2016 учебный год  и на период до 2020 года предусматривает следующие варианты изучения курса биологии,  которые представлены в таблице 2, таблице 2-а.

Таблица 2

Биология в базисном учебном плане основной школы

 (для пилотных школ)

Учебный

год

Количество часов по классам в год

V

VI

VII

VIII

IX

2015 - 2016

Биология - 35 часов  + интегративный модуль**

Биология - 35 часов  + интегративный модуль**

Биология

70 час

Биология

70 час

Биология

70 час

2016-2017

и на период до 2020 года

Биология - 35 часов  + интегративный модуль**

Биология - 35 часов  + интегративный модуль**

Биология

70 час

Биология

70 час

Биология

70 час

Таблица 2-а

Биология в базисном учебном плане основной школы

Учебный

год

Количество часов по классам в год

V

VI

VII

VIII

IX

2015-2016

Биология

35 час + интегративный модуль**

Биология

70 час (35 час + краеведческий модуль*)

Биология

70 час

Биология

70 час

Биология

70 час

2016 – 2017

и на период до 2020 года

Биология

35 час + интегративный модуль**

Биология

35 час + интегративный модуль**

Биология

70 час

Биология

70 час

Биология

70 час

Примечание: * методические рекомендации к преподаванию краеведческого модуля  разработаны Владимирским институтом развития  образования.

 ** интегративный модуль

В 5 классе основной школы предусмотрено введение интегративного модуля. Предметами, которые могут изучаться интегративно,  являются ОБЖ, ИКТ, «Краеведение». В соответствии с рекомендациями к ФБУПу в 5 и 6 классе преподавание может обеспечиваться за счет объединения часов, отводимых на изучение учебных предметов «География» (35 часов, 1 час в неделю) и «Биология» (35 часов, 1 час в неделю). Примерные варианты интегративного модуля представлены в таблице 3.

Таблица 3

Содержание интегративного модуля.

Класс

Часы урочной работы в неделю

Направления внеурочной работы.

Рекомендуемые источники

5-6

1

Электронные образовательные ресурсы по биологии

http://school-collection.edu.ru/collection/

http://fcior.edu.ru/catalog/meta/3/mc/discipline%20OO/mi/4.19/p/page.html

5-6

1

Школа юных экологов (начало проектной исследовательской деятельности по экологии)

«Игровая экология» http://rudocs.exdat.com/category

«Река моего детства»

http://www.ecoinfcenter.org/index/proecty0-4

5-6

1

Исследовательская лаборатория по биологии (на основе наблюдений и экспериментов)

С. В. Суматохин,  В. Н. Радионов.  Биология: рабочая тетрадь для 5 класса. М.: Бином, 2013

М. Б. Беркинблит и др. Биология. Рабочая тетрадь для 6 класса. М.: Бином,  2013

5-6

1

Биологическое краеведение.

Т. А. Ловкова, Н. П. Тихонова. Краеведческий модуль в преподавании биологии. Владимир: Городской  информационно-методический центр.2009. 96 с.

 

В средней школе состав федерального компонента федерального базисного учебного плана определяет совокупность базовых и профильных учебных предметов, а также элективных курсов. Базовые общеобразовательные курсы - курсы федерального компонента, направленны на завершение общеобразовательной подготовки школьников. Профильные    общеобразовательные    курсы  федерального компонента, повышенного уровня определяют специализацию каждого конкретного профиля обучения. Элективные курсы по биологии могут дополнять и углублять содержание профильного курса; развивать содержание базового курса биологии, обеспечивая дополнительную подготовку для сдачи единого государственного экзамена; способствовать удовлетворению познавательных интересов в области биологии.  Таким образом,  на ступени среднего общего образования вводятся два уровня изучения биологии: базовый и профильный. На базовом уровне биология изучается  1 час в неделю в 10 классе и 1 час в неделю в 11 классе. На профильном уровне (биолого-химическом)  - 3 часа в неделю. В классах естественно-математического профиля - 2,5 часа в неделю. В классах гуманитарного, физико-математического и других биология преподается 1 час в неделю. В  профильных классах, где биология не является профилирующим предметом (физико-математический, социально-экономический, филологический, информационно - технологический,  индустриально-технологический, художественно-эстетический,   оборонно-спортивный) самостоятельный    курс    биологии    не    представлен,    а    изучается интегрированный курс "Естествознание" - по 3 ч. в неделю в 10 и 11 классах. В тех случаях, когда образовательное учреждение не обеспечено необходимыми учебниками по предмету «Естествознание» или нет учителей, готовых к преподаванию данного предмета представлен самостоятельный курс биологии наряду с курсами «Физики» и  «Химии», на изучение  которого отводится по 1 часу в неделю в 10 и 11 классах.

  В    некоторых    профилях    (физико-химическом    и    универсальном) предусмотрено изучение самостоятельного курса биологии (по 1 часу в неделю в  10 и 11 классах).

  В группах, где биология является профилирующим предметом (химико-биологический, биолого-географический, агро-технологический), на ее изучение отводится 3 ч. в неделю в 10 классе и 3 ч. в неделю 11 классе.

Преподавание биологии можно осуществлять только по учебникам, рекомендованным (допущенным) Министерством образования и науки РФ к использованию в образовательном процессе (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 5 сентября 2013 г. №1047 «Об утверждении Порядка формирования федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»

 

При выборе учебно-методического комплекта учителю следует руководствоваться направлением деятельности образовательного учреждения, возможностями методического и дидактического аппарата УМК для реализации государственного образовательного стандарта.

В настоящее время стратегическая задача биологического образования заключается в обновлении его содержания и  достижении нового качества,  а так же направлено на достижение обучающимися личностных,   метапредметных и предметных результатов.

Доцент кафедры естественно-

математического    образования ВИРО,

к. б. н.                                                                                     Т. А. Ловкова

 

 

 

Категория: Мои статьи | Добавил: Maria (03.09.2015)
Просмотров: 476 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Категории раздела
Мои статьи [6]
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0
    Copyright MyCorp © 2024
    Создать бесплатный сайт с uCoz